ЖУРНАЛ ЭБРАЭЛИ

Нетилат ядаим

Практические советы к выполнению мицвот
Самое частое занятие у всех евреев — это, как ни странно, омовение рук. Проснулись – надо омыть руки, решили поесть хлеб – снова омываем, коснулись волос, обуви – опять необходимо омывать, как и еще во многих случаях. Есть ли какая-то разница в этих омовениях, и в чем их смысл – вы узнаете в этой статье.

Когда и зачем нужно омывать руки

Самые известные случаи, когда евреи омывают руки – это после пробуждения, перед трапезой с хлебом, и, забегая вперед, нужно сказать, что между этими двумя действиями нет практически ничего общего.

Помимо омовения рук утром и перед прикосновением к хлебу мы также обязаны мыть руки после:

• посещения туалета или бани (миквы)
• стрижки ногтей
• стрижки волос и после бритья
• касания руками обуви
• интимной близости
• мытья или расчесывания головы
• прикосновения рукой к той части тела, которая обычно скрыта под одеждой
• кровопускания
• посещения помещения, где находится мертвый, или вернувшись с кладбища

Во всех этих случаях, включая омовение после пробуждения утром и перед трапезой с хлебом, намерения, с которыми совершаются эти действия, отличаются. В некоторых случаях омовение делается только для достижения физической чистоты рук человека, в других – для духовной, а есть такие моменты, в которых целью омовения является достижение и физической, и духовной чистоты. В некоторых случаях нам нужно говорить благословение, а в каких-то – достаточно просто помыть руки. Как бы то ни было – благословение одно на все случаи:

Барух Ата Адонай Элоэну Мелех Аолам Ашер Кидешану Бемицвотав Вецивану Аль Нетилат Ядаим

Омовение рук после пробуждения

Мытье рук по утрам происходит следующим образом: берут кружку с водой в правую руку и передают ее в левую руку, обливают правую руку, затем меняют руки и поливают левую руку, потом опять правую и затем левую руку и то же самое в третий раз. После этого нужно произнести вышеуказанное благословение.

Самое практичное и логичное обоснование необходимости омовения рук утром заключается в том, что из-за того, что во время сна человек дотрагивается, сам того не зная, до мест, которые обычно он не трогает, так как они прикрыты одеждой. С точки зрения Торы, даже если днем человек коснется части тела, которую обычно скрывает одежда, он обязан омыть руки.

Также наши мудрецы сказали, что утром человек как будто бы создаётся заново, а значит – это новое творение необходимо освятить.

Другой причиной этому является то, что во время нашего сна, когда наша Б-жественная душа оставляет нас, мы оказываемся во власти «нечистого» духа, вызывающего у нас иногда нечистые мысли и сны. Поэтому мы омываем наши руки, чтобы восстановить чистоту и непорочность нашего тела и сознания.

Омовение рук утром также можно связать с тем, что мы готовы начинать новый день служения Б-гу. Коэны (священники) в Храме обязаны были мыть руки перед началом службы. Мы, евреи, названы «царством священников и святым народом». Об этом и напоминает нам обязанность мыть наши руки после пробуждения.

Омовение рук на хлеб

Изначально в народе Израиля не было обязанности мыть руки на хлеб. Омовение перед трапезой с хлебом является указанием мудрого царя Шломо. Данное постановление было принято по двум причинам.

Во-первых, коэны должны были есть приношения в ритуальной чистоте. Поэтому они должны были омывать руки перед тем, как приступить к трапезе. Чтобы коэны не забывали об этой обязанности, суд царя Шломо постановил, что даже самые простые евреи должны омывать руки перед вкушением хлеба.

Во-вторых, это необходимо для чистоты и святости, поскольку омовение рук перед трапезой связано не с духом нечистоты, а только с ритуальной чистотой.

Автор Меир Эбохон