ЖУРНАЛ ЭБРАЭЛИ

Грузинские евреи

Глоссарий
Община грузинских евреев - одна из старейших в мире.

Согласно традиции, евреи появились в Грузии в 586 г до н. э. после разрушения Первого Иерусалимского Храма. Позднее большая волна переселенцев прибыла из стран Византийской империи, откуда евреи бежали после начавшихся там гонений.В те времена еврейские общины появляются в Армази-Мцхета, Урбниси и некоторых других городах. Самоназвание евреев в тот период звучало как «Qivri Huri-Aya», что означает - евреи из земли хуритов. Евреи органично вписались в социальную структуру формирующегося грузинского государства, что позволило избежать необходимости особого правового статуса еврейских общин.

В период раннего Средневековья большинство евреев Грузии было вытеснено в область занятия сельским хозяйством, а с середины XIII в., в период монгольского владычества, многие из них перешли в крепостное состояние. Со временем среди таких крепостных евреев всё большую популярность приобретает розничная торговля, поощряемая местными феодалами, что приводит к появлению торгово-ремесленных центров с преимущественно еврейским населением, таких как Бандза, Лайлаши, Кулаши, Сурами и других. С 1864 года, когда в Грузии было отменено крепостное право, евреи стали селиться в крупных городах - Тбилиси, Кутаиси, Гори и Батуми. Кроме этих городов значительная часть еврейского населения Грузии была сосредоточена в таких городах как Цхинвали, Они, Ахалцихе.

После установления большевистского режима грузинские евреи имели большую возможность соблюдать традицию, чем это было в других регионах СССР. Возможно, вследствие этого исход евреев из СССР в 70-е годы XX в. прежде всего затронул грузинских евреев, которые в отличие от евреев Москвы и Ленинграда, предпочитали переселяться именно в Израиль, а не в США или страны Европы.

Язык

Разговорным языком евреев Грузии долгое время был особый еврейско-грузинский диалект, большая часть лексики которого была заимствована из грузинского, однако некоторые корни пришли из иврита и арамейского. Самостоятельной письменной культуры у грузинских евреев практически не сформировалось. К началу XX-го века диалект практически полностью был вытеснен грузинским языком. В настоящее время еврейско-грузинский диалект имеет большее число носителей в Израиле, а не в Грузии.

Особенности культуры

Дома грузинских евреев располагались, как правило, в отдельных кварталах вокруг синагоги, и тип их варьировался в зависимости от региона и социального статуса жильцов: в Восточной Грузии, Мцхете и Джавахети это могли быть обычные землянки, в которых селились бедные земледельцы и мелкие торговцы; в Восточной и Западной Грузии встречались одноэтажные деревянные и каменные дома торговцев среднего достатка; богатые евреи жили в двухэтажных домах. Часто евреи владели пахотными землями, и почти всегда у дома имелся двор, засаженный фруктовыми деревьями и виноградом. Домашнюю мебель составляли тахта, покрытая циновками, сундук с приданым хозяйки (скиври), хлебный сундук (кидобани), иногда нары, покрытые коврами (пардагами) с валиками-подушками (мутаки). Крепко спеленутых младенцев качали в деревянной колыбели-качалке (аквани).

Домашнюю утварь составляли: самовар, глиняные и медные кувшины, медные тарелки и тазы. Стены по возможности украшались кинжалами, ружьями и револьверами.

Одежда грузинских евреев в целом соответствовала костюму каждого конкретного региона Грузии за исключением ритуальных принадлежностей, таких как «арба конфот» - четырехугольная шелковая накидка с кистями (цицит), в которую облачали мальчиков, начиная с 6-7 лет.