ЖУРНАЛ ЭБРАЭЛИ

Айн ара

Глоссарий
«Айн ара», он же дурной глаз — еще со времен Талмуда хорошо известное явление. Ещё древние еврейские мудрецы говорили о том, что нельзя человеку делать вещи, которые будут притягивать глаз.

Суть этого явления заключается в том, что когда люди видят успех других, у них просыпается вопрос: почему у него всё так хорошо, почему именно ей так удалось, и т. п. Даже если человек добр и независтлив по природе, может возникнуть такой вопрос просто по логике вещей (например, если тот, кто спрашивает, не сравнивает с собой, у него самого все прекрасно). ⠀

Иудаизм признаёт существование такого явления, как дурной глаз (айн ара). Но разве это не противоречит тому факту, что все, что происходит с человеком, находится под контролем Вс-вышнего?Объясняем: следует понять, что Творец управляет миром с помощью двух основных качеств (мидот). Одно из них — это "качество суда" (мидат а-дин), а второе - это "качество милосердия" (мидат а-рахамим). Мидат а-дин требует суда и отчёта о каждом действии человека, вознаграждения за хорошие поступки, и наказание за плохие. Мидат а-рахамим действует таким образом, чтобы человек не был сразу наказан за свои дурные поступки в надежде на то, что он раскается и совершит "тшуву".

Хазаль (еврейские мудрецы времён Талмуда) учат нас, что есть несколько вещей, которые способны "пробудить" мидат а-дин. Одним из факторов, которые могут вызвать действие "качества суда" — это айн а-ра (дурной глаз). В таком случае качество суда начинает преобладать над качеством милосердия, и те наказания, которые "висят" над человеком за плохие поступки, которые он совершил, но в которых ещё не раскаялся, приходят в действие. В любом случае, не сам дурной глаз является причиной наказания, а грех, который мы совершили до этого.Тем не менее, бояться сглаза не стоит! Айн ара действует на человека, по мнению Шульхан Арух, лишь в той степени, в какой он сам его опасается. Так что нет оснований для паники, хотя, конечно, от скромного поведения никто еще не проигрывал.