ЖУРНАЛ ЭБРАЭЛИ

Что еврейский мужчина носит на голове и почему?

Традиции
Традиция для еврейских мужчин покрывать голову имеет вековые корни: в Пятикнижии можно прочесть повеление носить головной убор во время служения в Храме, которое относится к священникам-коэнам. Сегодня обычай покрывать голову — в первую очередь при произнесении благословений, во время молитв и других служб — укоренился в качестве общепринятого в иудаизме, а кипа стала отличительной особенностью любого религиозного иудея.

Евреи носят кипу в течение всего дня как напоминание о том, что Всевышний всегда стоит над ними, кипа также является символом богобоязненности. Ее ношение свидетельствует о принадлежности к народу, выполняющему заповеди Торы. Даже мальчик моложе 13 лет, на котором еще не лежит обязанность выполнять заповеди, носит кипу, и ответственность за это лежит на его родителях. Поэтому к ношению кипы приучают с возраста, когда мальчик начинает ходить. А с 3-х лет – это становится обязательным правилом.

Самым распространенным головным убором считается кипа или, как ее еще называют, «ермолка». Название «кипа» произошло от еврейского слова, которое может означать купол здания, верхушку или какое-либо покрытие.

Кипы отличаются между собой:
  • по размеру
  • по цвету верха и подкладки
  • по материалу (бархатные, шелковые, вязаные и пр.)
  • по фасону (четырех-, шести- и восьмиклинные);
  • по форме (остроконечные и плоские);
  • по отделке (гладкие, расшитые, отороченные мехом или с кисточкой).

Многообразие видов обусловлено традициями общины, к которой принадлежит обладатель кипы.

Зачастую можно увидеть еврея, который поверх кипы надевает еще один головной убор. Это может быть кепка, которая называется каскет, кашкет или дашкет. Мудрецы говорят, что душа человека имеет пять названий: нефеш (душа), руах (дух), нешама (дыхание), хая (жизнь) и йехида (единственность, особенность). В то время, как нижние три уровня души функционируют, действуя изнутри тела, верхние два - хая и йехида, проявляются свыше. Каббалисты говорят, что ношение двойного головного покрытия как раз отражает эти два более высоких уровня человеческой души. То есть двойное устрожение подчеркивает и усиливает смирение во время молитвы и служит проводником, помогающим раскрыть более глубокий аспект души.

Двойное устрожение в обыденной жизни очень практично. Если поверх кипы надеть шляпу, то при сильном ветре, даже если шляпа упадет с головы, то на мужчине останется один головной убор. А если еврей приходит в гости, снимая шляпу, он все равно остается верным заповеди покрытия головы.

Поверх кипы еврей обычно надевает черную шляпу, которых насчитывается целых 34 вида! Здесь мы расскажем о самых распространенных:

  1. Литвак (литовский еврей) или любавичский хасид носит шляпу кнейч с продольным заломом.
  2. Литвак, занимающий высокое положение в общине, носит шикарную и дорогую шляпу гамбург, не имеющую никаких заломов. Ее также называют мафтир-гитл.
  3. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп - капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра, скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех.
  4. Самет - один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета почти наверняка венгерский хасид.
  5. Плуш - традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. В народе она называется флиикер-теллер (летающая тарелка) или супер. У нее широкие поля, а высота тульи всего 10 см.
  6. Колпик – это тип головных уборов, которые носят в семьях многих хасидских ребе. Он сделан из коричневого меха, в отличие от сподика, который носят польские хасидские династии, который делают из черного меха.
  7. Также есть штреймель – меховая шапка, которую носят женатые ультраортодоксальные евреи, особенно члены хасидских групп в субботу и еврейские праздники.
  8. Сидик – такая меховая шапка отличается тем, что она высокая, тонкая и цилиндрическая.

Головные уборы мужчин-евреев являются неотъемлемой частью их религиозной и культурной идентичности. Они не только служат символическими атрибутами веры и почтения перед Б-гом, но также отражают богатое наследие иудаизма. Одежда и головные уборы играют важную роль в формировании и поддержании культурного и религиозного облика мужчин-евреев, сохраняя и передавая традиции из поколения в поколение.