ЖУРНАЛ ЭБРАЭЛИ

Дни омера (Сфират а-омер)

Традиции
«До следующего дня после окончания седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и приносите новый дар Г-споду» (Ваикра, 23)

Со второй ночи праздника Песах мы начинаем отсчет дней Омера (Сфират а-Омер). Согласно законам Торы, мы должны отсчитать семь недель, то есть 49 дней от того дня, когда в Храм приносили омер ячменя.

В чем состоит особый смысл Сфират а-Омер? Что отличает этот период от других времен года?

Как говорят наши мудрецы: «В Песах на Небесах выносится решение, каким будет в этом году урожай злаковых». Поэтому Вс-вышний заповедал евреям: «Принесите Мне первинки урожая ячменя — и Я дам вам хороший урожай на полях ваших».

Во времена Храма, на исходе первого дня праздника главы народа Израиля выходили на одно из полей, сжиная охапку ячменя (так как ячмень созревает раньше, чем все остальные злаки). Его обмолачивали, мололи муку и просеивали ее в тридцати ситах, ведь она должна была быть высшего качества. Омер (около 2480 см3) этой муки доставляли в Храм. С того момента, как омер ячменя приносили в дар Вс-вышнему, весь новый урожай становился разрешенным для всех.

Теперь, когда Храма у нас нет, новый урожай становится разрешенным только после 16 Нисана, потому что мы не можем исполнить эту заповедь так, как предписывает Тора. Однако заповедь исчисления Омера остается в силе и в наши дни.

Как исполнять счет Омера?

Сразу после того, как наступает ночь, произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам исчисление Омера». Затем говорят: «Сегодня — такой-то день после принесения Омера!»

Обычно подсчет дней Омера совершают после молитвы Маарив. После того, как первая неделя Омера проходит, мы изменяем формулировку счета: «Сегодня — семь дней, то есть одна неделя после принесения Омера», а назавтра: «Сегодня — восемь дней, то есть одна неделя и один день после принесения Омера» и т. д.

В Торе четко сказано «семь полных недель». Рекомендуется проследить за тем, чтобы недели были полными, и ни одного дня пропущено не было. А вот после «Маарива», в ночь праздника Шавуот, Омер уже не считают.

Тот, кто забыл совершить «Сфират а-Омер» ночью, должен сделать это назавтра днем — но уже без благословения. После этого во все прочие дни он произносит благословение. Однако если человек пропустил целые сутки — он все равно обязан продолжить исчисление Омера, но уже без благословения, так как лишился права его произносить.

Так как по завершении исчисления Омера еврейский народ встречает праздник Шавуот, и наступает время дарования Торы, возникает вопрос: почему Вс-вышний ждал целых семь недель, а не вручил евреям Тору сразу после выхода из Египта? Ответ прост. Вс-вышний хотел, чтобы все евреи были духовно подготовлены к принятию законов Торы. Такая колоссальная подготовка требует времени— необходимо было очиститься от египетской скверны, влияния ее культуры.

В Торе упоминаются семь видов ритуальной нечистоты. Для того, чтобы освободиться от каждого из них, требуется семь дней. Евреи после выхода из Египта были нечисты всеми этими видами сразу, а потому и для очищения души понадобилось 49 дней.

Почему же дни Омера считаются временем траура?

В знак памяти о трагическом исходе восстания Бар-Кохбы (примерно через 70 лет после разрушения Второго Храма), а также о 24 000 учениках рабби Акивы, погибших в дни между праздниками Песах и Шавуот, принято в период Омера соблюдать некоторые законы траура:

  • не играют свадьбы;
  • не устраивают шумные веселья;
  • не стригутся и не бреются.

Согласно Талмуду, ученики рабби Акивы погибли из-за того, что не проявляли уважения друг к другу. Это стало наказанием для всего еврейского народа, так как он потерял тысячи духовных наставников, и «мир опустел». В иудаизме имеет большое значение уважение к матери, отцу, товарищу; мудрецы говорят: «Учтивость важнее знания Торы».

В преддверии праздника Шавуот мы обязаны привести в порядок наши отношения с ближними, проанализировать и исправить свое поведение. Ученики рабби Акивы не придавали этому значения и потому оказались недостойными также и знания Торы. Их смерть именно в этот период, между праздниками Песах и Шавуот, учит нас тому, что эти дни должны быть временем духовной подготовки к принятию Торы и исправлению наших отношений с окружающими — как говорит Мишна в трактате Авот: «Если нет учтивости — нет и Торы».